А вот моя страничка на G+, лайкаем!

понедельник, 14 марта 2011 г.

If I Had a Hammer

Ненавижу, когда кто-то говорит “если бы я ..., то я бы сделал...”. Когда кто-то так говорит, я всегда вспоминаю песенку If I had a Hammer и начинаю ее петь про себя, когда еще не до конца произнесена фраза “если бы я был...”, именно поэтому я не слушаю “..., то я бы сделал...”. Есть только одно исключение: когда эту фразу говорит человек, который намного больше меня продвинулся в чем-то, чем я только начал заниматься. (тут меня больно побила жизнь и показала, что опытные люди, могут своими советами сэкономить очень много времени, нервов и денег)

Моя реакция обуславливается двумя факторами. Первый, пока ты не на моем месте - не умничай, ты нифига про меня и про мое место не знаешь. Второй, если ты такой умный, то возьми и сделай.
Последние пару месяцев я специально много общался с молодежью (16-22 года) и понял, что многие из них как бы и хотят что-то делать, но не знают с чего начать. Некоторые их них читают мой блог, иногда приходят на какие-то мероприятия, получают отрывочную информацию, пытаются что-то делать, взваливая на себя непосильную ношу. Обычно получают плачевный результат.



Посмотрел я на это дело, вспомнил, очень многих теперешних предпринимателей, которые подымают серьезные проекты, но которых знал еще со студенческого возраста ( таких наберется пяток). И решил написать пост на тему, “Что бы я делал, если бы был студентом и хотел бы стать предпринимателем”. Скорее всего, я становлюсь старым, раз пишу это, но думаю, что кому-то этот пост будет полезен. Какой-никакой опыт у меня все-таки есть.

Итак, если бы я был студентом и хотел бы сделать свой стартап, то я бы пошел и убил себя об стену.
До того, как делать свой стартап, я бы отодвинул бы все книги, написанные про известные стартапы, которые сделали своих основателей очень состоятельными людьми. Зашел бы на Techcrunch и в верхнем правом углу нашел бы окно в котором прозрачными буквами было бы написано Google Custom Search. Ввел бы туда волшебное слово deadpool, в полученных результатах я бы порылся неделю, по 8 часов в день, вгоняя себя в депрессию. После этого я задал бы себе Вопрос №1 “Понимаю ли я, что больше 99% всех стартапов умирают”. Если ответ “нет”, то мы себя записываем в идиоты и убиваем себя об стену (еще не одному идиоту не вышло построить успешный стартап, социапаты, подонки, “странные люди”, замкнутые люди, люди не от мира сего, нормальные люди, гении, трудоголики и куча других типов людей добивались успеха. Идиотов среди них нет).
Если я ответил себе “да” и не убил бы себя об стену, я бы прочитал все доступные книги про успешные стартапы (начал бы с Джессики Ливингстон “Основатели за работой”) и выделил бы желтым маркером все места, где описывается, сколько людям пришлось работать, решать проблемы, жить впроголодь, нести ответственность за других, рисковать, идти в неизвестность. И потом пару раз перечитать только выделенные места. Загоняя себя в депрессию.
После этого ответить на Вопрос №2: “Понимаю ли я, что быть предпринимателем (создавать и развивать стартапы) это адский труд, требующий нечеловеческих усилий, который чаще всего приводит к провалу?”. Если ответ нет, то мы знаем, что с собой делать. В большинстве комнат есть две, а то и три стены, в которых нет окон и дверей, что не сможет нам помешать убивать себя об эти вертикальные поверхности.
Если мы пережили ответ на второй вопрос, то мы перечитываем все те же книжки, отмечая красным маркером все те места, где предпринимателям кто-либо говорил фразу “у тебя ничего не выйдет, потому что...” в любых ее интерпретациях. И после этого мы ответим на Вопрос №3 “Понимаю ли я, что кажды день, а может и час, предприниматели сталкиваются со стеной пессимизма со стороны окружающих?” если ответ “нет”, то что делать, мы знаем.
Больше читать ничего не надо, если мы не оставили свою кровь и мозги на горизонтальных поверхностях, то следующий ответ на следующие вопросы должен у нас нарисоваться в голове. Мы уже прочитали много. Вопрос №4: “Понимаю ли я, что предприниматель тратит всю свою жизнь на то, чтобы сделать успешный стартап и получается далеко не у всех?” и Вопрос №5: “Понимаю ли я, что предпринимательство это такой же талант, как и слух, голос, умение рисовать, сочинять стихи, и как любой брилиант требует огранки?” Ответы “нет”, приводят к уже описанным алгоритмам.
Ответ “да” подводит нас к Главному Вопросу: “Находясь в здравом уме и трезвой памяти ответив на 4 предыдущих вопроса утвердительно, действительно ли я собираюсь попробовать эту тяжелую и неблагодарную стезю, как линию своей жизни?” и только в этом вопросе ответ “нет”, приведет вас в мир благополучия, когда вы можете выбирать себе разные комфортные дорожки, подразумевающие зарплаты, бонусы и страховки. Если же ваш ответ “да”, то вы стоите перед отвесной скалой, без снаряжения и глядя на свои руки, понимаете, что к концу путешествия у вас будут в кровь собраны и разбиты ногти, пальцы, мозоли, что вы нераз будете срываться в пропасть и держаться зубами за уступ скалы.

Если вы не отдаете себе отчет в том, что собираетесь делать, что мало того, что вы пополните ряды “стартаперов”, а не предпринимателей, так вы еще и подведете почем зря много людей, как инвесторов, так и своих сотрудников и клиентов. “Почем зря” сказано не зря. Если вы уйдете с этой тропы, значит все ваши неудачи ушли впустую. Настоящий предприниматель каждой итерацией приближает свой успех, если он сдается, то все жертвы - впустую.

Искренне надеюсь, что большинство студентов смогли ответить на 4 вопроса “да” и на последний “нет”. И это правильно. Это дано не всем. По разным исследованиям, предпринимательскими талантами обладают не более 10% населения земли, большинство из которых строит семейные бизнесы (магазины, заправки, мастерские, небольшие компании) и в этом преуспевают (успех, в этом случае, возможность накормить семью). Меньше 1% могут мыслить большими категориями, и еще меньше из них могут строить большие компании. Чем раньше человек поймет, что ему это не дано, это - “не его”, тем здоровее будет его психика.

Те, кто внутренне готов попробовать, должен четко понимать две вещи:
- опыт решает
- опыт надо получать малой кровью


Есть только два пути которые помогут получить опыт.
Первый из них подразумевает использование чужого опыта. Чужой опыт можно получить двумя способами. Первый способ - найти успешного предпринимателя, и пойти к нему в новый проект, как можно раньше, чтобы увидеть, как опытные люди строят проект с нуля, стоя у них за спиной и поднося снаряды. Learning by doing. Этот способ хорош, еще и тем, что мы можем прокрутить 5 предыдущих вопросов у себя в голове прямо по ходу. Очень быстро отрезвляет.
Второй способ - получить правильного ментора. В нашей стране это труднореализуемо, по причине отсутствия таких менторов. Все успешные люди еще в бизнесе и не могут отвлекаться, кроме того, таких людей очень мало (двух рук хватит, чтобы по пальцам их пересчитать).

Второй путь - строить свои бизнесы. Этот путь может пересекаться с первым. И тут есть несколько рекомендаций.
Есть несколько ключевых умений предпринимателя, которые надо развивать:
- умение найти проблему пользователя
- умение придумать правильное решение этой проблемы
- умение идентифицировать рынки
- умение собрать правильную команду
- умение масштабировать процесс


Если у вас есть талант, то и без привлечения финансирования, вы можете начинать строить бизнес.
Одно вы должны помнить, что в словосочетании интернет-бизнес, так же как и в словосочетании технологический бизнес, главное слово БИЗНЕС.

А поэтому рекомендации начинающему интернет-предпринимателю:
1. Всегда ищите в проблемах возможности. Если вы или кто-то из вашего окружения стлокнулся с ЛЮБОЙ проблемой, вы всегда должны в голове, не более, чем за 1 минуту ответить себе на следующие простые вопросы:
- насколько проблема острая?
- сколько человек может ее испытывать в городе, стране, мире?
- какие существуют решения?
- можно ли придумать что-то эффективнее, чем существующие решения?
- как можно проще привлечь пользователей, если эффективное решение будет найдено?
- готовы ли пользователи за это ПЛАТИТЬ ИЛИ КАК НА ЭТОМ МОЖНО ЕЩЕ ЗАРАБОТАТЬ?
- есть ли у меня ресурсы, чтобы сделать первый шаг?
В 99,(9)% случаях вы не будете находит ничего интересного, но:
- существует маленькая вероятность, отличная от 0, что вы наткнетесь на хорошую проблему
- вы тренируете свой мозг все время находится в поиске, в какой-то момент вы все будете делать на автомате, не задумываясь, гипотезы сами будут приходить и отваливаться сразу, другие после детального анализа, третьи разбиваться об мнение пользователя
2. Используйте доступные ресурсы. Ваши ресурсы - это ваши друзья и коллеги. Вы всегда должны анализировать свое окружение и по каждому человеку, должны иметь четкую картинку по следующим пунктам:
- можно ли этого человека взять в команду, насколько он ответственнен и работоспособен?
- что его может мотивировать участвовать в проекте (деньги, доля, фан, амбиции, интерес, строчка в резюме)?
- какую роль в проекте он может исполнять (CTO, CMO, VPS, разработчик)?
- его сильные и слабые стороны
Кроме людей, есть разные программы поддержки стартапов, студенческих инициатив, гранты. Вы должны знать, где, кто и чем может помочь.
Ваш мозг должен быть натренирован на распознание и анализ новых людей в вашем окружении. Прорабатывая проект, в п1. вы должны уже прикидывать, кто из вашего окружения может стать частью команды
3. Все гипотезы должны проверяться рынком, а не экспертами и консультантами, и чем больше вы будете коммуницировать с потенциальными клиентами в процессе, планирования, разработки, продажи, тем раньше вы поймете, стоит ваш проект что-то или нет.
4. Большинство успешных проектов до гениального просты. За последние 10 лет стоимость запуска нового стартапа свелась к затратам на разработку и дизайн, что для простого проекта значит найти команду из нескольких человек. Не усложняйте проект, это увеличивает затраты на разработку и путает пользователя. Решение должно быть простым, легким и элегантным (вспомните Twitter).
Вы должны как губка впитывать информацию. Из-за динамичности технологического бизнеса тут не пишут книжек. Опыт черпают только из блогов и интернет медиа. Вы должны вычитывать такие ресурсы, как Techcrunch, Mashable, TheNextWeb, VentureBeat, вычитывать блоги успешных предпринимателей и инвесторов. Внимательно следить за трендами. Посещать мастерклассы успешных предпринимателей и инвесторов. Посещая конференции, вы должны понимать, что конференции - это не место где получают знание, а место, где получают связи. Если у вас есть альтернатива - познакомится с интересным человеком или послушать презентацию Стива Джобса, не думая плюйте на Стива, вы всегда на YouTube найдете его, а человека вы упустите.

И вот когда вы запустите свой первый проект, только тогда вы вскроете следующий пласт проблем, которые будут стоять перед вами, как перед предпринимателем. Только тогда начнется ПУТЬ, все остальное - подготовка.

ЗЫ: тут мне напоминают, что надо не забыть написать, что у нас есть инкубатор, крештест, конференция для студентов (анонс вылл би сун, можно следить из рассылки), айфорум и бла-бла-бла, ну вы знаете.

При перепечатке давать ссылку сюда

11 комментариев:

  1. Денис, все правильно :) Хороший пост

    ОтветитьУдалить
  2. +100. Как по мне, даже имея дар предпринимателя, все равно прийдется "доэволюционировать" до уровня когда ты этим даром сможешь воспользоваться. На голых амбициях далеко не уедешь :)

    ОтветитьУдалить
  3. Всё - фигня. Кто хочет, тот сделает.
    "К черту все, берись и делай!" Бренсон
    Чем старше становишься, тем больше страхов.

    ОтветитьУдалить
  4. Кльовий пост. В ньому все, що тільки може бути!

    Стартаперство - це також і процес, який сприймаєш позитивний, якщо хочеш боротися з своїми страхами, загрозами, з невпевненістю і власною нерішучістю.

    ІМХО, воно того вартує уже заради шляху.

    ОтветитьУдалить
  5. "срываться в пропасть и держаться зубами за уступ скалы" - это про меня))) Вы правы - это неизбежные испытания, на которые просто надо научиться правильно реагировать, чтобы не тратить нервы, или... или как Вы уже посоветовали - рабзбиться об стенку. Мне кстати удалось найти эту тонкую грань "не тратя нервы". Мне 25 лет, и моя фирма, которую я открыла в 22 растет и приносит спустя три года более или менее постоянный неплохой доход. Хочу заметить что вложения были равны отложенным зарплатам за два месяца))) Теперь стараюсь развивать "масштабное мышление")) А то без него и за 10 жизней не успеть всего того что хочется попробовать и получить в этой)))
    Я сделала вывод - если желание - Честное, есть ЗДОРОВОЕ упрямство и понимание - "без шишек все равно не обойтись" - надо действовать, а разбить голову всегда успеть можно)))

    ОтветитьУдалить
  6. Мне кажется вы драматизируете ситуацию. Есть куча примеров, когда домохозяйка делает интернет-магазин и прекрасно с него живет. Это тоже в какой-то мере можно считать стартапом. Просто она не замахивается на те высоты, на которые обычно замахиваются стартапы.

    При этом это не отменяет того факта, что такие домохозяйки такие высоты иногда, а иногда и чаще стартаперов покоряют.

    Большинство успешных людей никогда себя стартаперами не называли и по всевозможным стартаперским тусовкам не ходили. Они просто решали проблему на рынке. Групон самый яркий пример.

    Есть обычные люди, которые с девушками знакомятся, а есть которые гордо называют себя пикаперами. Вроде бы и одно и то же. А результат часто разный. Как и со стартаперами.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну если откровенно, слово - стартапер я впервые увидела в Вашей статье))) А насчет домохозяек, думаю у тех которых получилось нечто грандиозное наверное желание было, как я и назвала - "честное". И если не трудно скажите "видимо отставшему человеку", что такое Групон? Заранее благодарю.

    ОтветитьУдалить
  8. Хм, а как вы предлагаете пойти путем номер раз - подносить снаряды? Я, несмотря, на некий опыт и наличие достаточно успешного бизнеса с большим удовольствием поподносил бы снаряды, к орудию покрупнее. Но как таковые линкоры искать?

    ОтветитьУдалить
  9. Абзац, где перечислялись вопросы стал для меня актуален после второго семинара сессии. Участников окунули мордой лица в ледяную окружающую действительность и большинство радужных представлений в стиле "ща мы тут сварганим идею, получим баблосы от инвесторов, а там будь что будет" срубили на корню. Самое главное (и для меня это был самый важный семинар во всей сессии), что однозначно и определенно был показан необходимый объем и масштаб знаний, усилий, опыта и понимания того, что и как нужно делать. При этом с вероятностью фейла, растущей в геометрической прогрессии с каждым этапом роста.

    ОтветитьУдалить
  10. Читаючи блог від сьогодні і глибше, я в голові прокручувала саме ці питання. Плюс намагалась зрозуміти, які саме навички треба в собі розвинати. Для мене цей пост - просто скарб. Дякую!

    ОтветитьУдалить

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД